Вопрос 26. Информационные технологии: понятие, виды, проблемы использования.

Технология означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Процесс – определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение:

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель  информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

 

 


  

 

Компоненты ИТ: 1) сбор данных (первичной информации); 2) обработка данных  иполучение результативной информации; 3) передача результативной информации пользователю.

Выделяют также  НИТ = ИТ + компьютер,

                               ИКТ = ИТ + компьютер + средства коммуникаций.

Принципы НИТ:

1)      интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

2)       интегрированность (взаимосвязь, стыковка) с другими программными продуктами;

3)      Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Инструментарий ИТ: один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа ПК, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Составляющие ИТ: технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической стуктуры по уровням:

1) этапы, где реализуются длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней;

2) операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне среде.

3) действия – совокупность для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели.

4) элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой.

Требования к ИТ:

1) обеспечение высокой степени декомпозиции всего процесса обработки информации на этапы, операции и действия;

2) должны включать весь необходимый набор элементов для достижения поставленной цели;

3) должны иметь регулярный характер.

Виды ИТ:

1)      ИТ обработки данных. Предназначены для решения структурированных задач, по которым имеются входные данные и известны алгоритмы их обработки. Особенности: выполнение стандартных процедур обработки данных, использование детализированных данных, акцент на хронологию событий и т.д. Основные компоненты: сбор данных, обработка (используются типовые операции – сортировка, вычисление, классификация, группировка и др.), хранение данных, создание отчетов.

2)      ИТ  поддержки принятия решений. Главная особенность: качественно новый метод взаимодействия человека и компьютера, то есть выработка решения происходит на основе итерационного процесса, в котором участвует система поддержки принятия решений и человек.  Основные компоненты: БД, база моделей, система управления интерфейсом.

3)      ИТ управления. Цель- удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. ИТ управления направлена на создание различных видов отчетов.

4)      ИТ автоматизированного офиса – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Основные компоненты: БД, текстовый процессор, электронная почта, аудиопочта, табличный процессор, электронный календарь, теле-, аудио- и видеоконференции и др.

5)      ИТ экспертных систем, основаны на использовании искусственного интеллекта. Основные компоненты: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Проблемы использования я ИТ:

1)      Устаревание ИТ. При внедрении ИТ в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания, так как информационные продукты имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями.

2)      Методология использования ИТ:

а) централизованная обработка информации на ЭВМ (60-70 гг.); достоинства: возможность обращения к большим массивам информации в виде БД, легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию ИТ; недостатки: ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации, ограниченная ответственность низшего персонала, который неспособствует оперативному получению информации пользователем;

б)   централизованная обработка информации связана с появлением в 80-х г. ПК и развитием средств телекоммуникаций. Достоинства: гибкость структуры, усиление ответственности низшего звена сотрудников, уменьшении потребности в использовании центрального компьютера, реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи. Недостатки: сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок, психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов, неравномерность развития уровня ИТ на локальных местах.

в) Описанные достоинства и недостатки привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того и другого подхода – рациональной методологии. Распределение обязанностей: вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования ИТ, устанавливать стандарты, определять политику применения программных и технических средств; персонал, использующий ИТ должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации.

3)      Выбор вариантов внедрения ИТ в фирме. Существует 2 концепции:

-первая ориентируется на существующую структуру фирмы. ИТ приспосабливается  к организационной структуре, происходит лишь модернизация методов работы. Степень риска от внедреня НИТ минимальна, т.к. затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.

- вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмыуществующая структура будет модернизироваться. Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций, продуктивность  организационной структуры фирмы возрастает, но недостатком является существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции.

Назначение и функциональное наполнение текстового процессора.

Текстовый процессор  - прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов. Типовая структура интерфейса включает ряд элементов:

Строка меню содержит имена групп команд, объединенных по функциональному признаку. Строка меню находится в верхней части экрана. Выбор режима из строки меню вскрывает соответствующее подменю, а выбор определенной опции в нем обеспечивает доступ к меню более низкого уровня. Такая система вложенных (ниспадающих) меню составляет основу интерфейса текстового процессора. Команды меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или комбинаций нажатия определенных клавиш.

Строка состояния (статуса) содержит имя редактируемого документа и определяет кущее положение курсора в этом документе. В строке выводится справочная информация.

Строка подсказки содержит информацию о возможных действиях пользователя в текущий момент.

Рабочее поле — это пространство на экране дисплея для создания документа и работы с ним. Максимальный размер рабочего поля определяется стандартными параметрами мо­нитора и составляет 25 строк по 80 знаков каждая.

Координатная линейка определяет границы документа и позиции табуляции. Различают вертикальную и горизонтальную линейки.

Линейка прокрутки служит для перемещения текста документа в рабочем поле окна.

Курсор — короткая, как правило, мигающая линия, показывает позицию рабочего поля, в которую будет помещен вводимый символ или элемент текста.

Индикаторы — знаки или символы, отражающие соответствующие режимы работы программы или компьютера. Индикаторы в строке состояния — это символы или служеб­ные (ключевые) слова, отражающие режимы работы программы. Индикаторы на клавиа­туре отражают режим работы переключателей клавиатуры, их три: NumLock, CapsLock, ScrollLock.

Переключатель — элемент экранного интерфейса или команда, используемая для включения или выключения того или иного режима. Индикатор может оказаться и пере-чателем, если по нему щелкнуть мышью.

Разработчики программ текстовых редакторов стараются предусмотреть в них предоставление пользователю всех необходимых операций и сервисных возможно­стей для эффективной обработки текстов. Выделим главные из них:

• набор текста в интерактивном режиме;

• редактирование текста;

• работа с фрагментами текста (копирование, перемещение, удаление и т.п.);

• форматирование текста (установка абзаца, перенос, выравнивание границ строки и т.п);

• работа с несколькими текстами одновременно посредством многооконного принципа;

• файловая организация работы с текстами и взаимодействие с операционной системой;

• импорт/экспорт текстов из одного формата в другой, в другие прикладные сис­темы;

• работа с разными шрифтами;

• работа со спецсимволами (математические знаки, индексы и т.п.);

• работа с иллюстративным материалом (таблицы, схемы, формулы и пр.);

• проверка правописания;

• поиск и замена фрагментов текста.

Вопрос 26. Внедрение объектов в текст из других приложений.

В некоторых текстовых процессорах, например М. Word,  в текст можно внедрять весь файл или его часть, созданный в другой программе. Внедрение – способ вставки данных, созданных в одном приложении, таких как диаграмма или формулы, в другое приложение. При внедрении объекта его данные становятся частью документа. Все изменения, вносимые в объект, отражаются в документе. Файл-источник – файл, содержащий данные, которые были использованы для создания внедренного объекта. При обновлении данных в файле-источнике можно также обновить связанный объект в файле назначения.

Hosted by uCoz