Вопрос 26. Информационные
технологии: понятие, виды, проблемы использования.
Технология означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Процесс – определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение:
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Компоненты ИТ: 1) сбор данных (первичной информации); 2) обработка данных иполучение результативной информации; 3) передача результативной информации пользователю.
Выделяют также НИТ = ИТ + компьютер,
ИКТ = ИТ + компьютер + средства коммуникаций.
Принципы НИТ:
1) интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
2) интегрированность (взаимосвязь, стыковка) с другими программными продуктами;
3) Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Инструментарий ИТ: один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа ПК, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
Составляющие ИТ: технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической стуктуры по уровням:
1) этапы, где реализуются длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней;
2) операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне среде.
3) действия – совокупность для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели.
4) элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой.
Требования к ИТ:
1) обеспечение высокой степени декомпозиции всего процесса обработки информации на этапы, операции и действия;
2) должны включать весь необходимый набор элементов для достижения поставленной цели;
3) должны иметь регулярный характер.
Виды ИТ:
1) ИТ обработки данных. Предназначены для решения структурированных задач, по которым имеются входные данные и известны алгоритмы их обработки. Особенности: выполнение стандартных процедур обработки данных, использование детализированных данных, акцент на хронологию событий и т.д. Основные компоненты: сбор данных, обработка (используются типовые операции – сортировка, вычисление, классификация, группировка и др.), хранение данных, создание отчетов.
2) ИТ поддержки принятия решений. Главная особенность: качественно новый метод взаимодействия человека и компьютера, то есть выработка решения происходит на основе итерационного процесса, в котором участвует система поддержки принятия решений и человек. Основные компоненты: БД, база моделей, система управления интерфейсом.
3) ИТ управления. Цель- удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. ИТ управления направлена на создание различных видов отчетов.
4) ИТ автоматизированного офиса – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Основные компоненты: БД, текстовый процессор, электронная почта, аудиопочта, табличный процессор, электронный календарь, теле-, аудио- и видеоконференции и др.
5) ИТ экспертных систем, основаны на использовании искусственного интеллекта. Основные компоненты: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
Проблемы использования я ИТ:
1)
Устаревание ИТ. При внедрении ИТ
в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее
неизбежного устаревания, так как информационные продукты имеют чрезвычайно
высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями.
2)
Методология использования ИТ:
а) централизованная обработка информации на ЭВМ (60-70 гг.); достоинства: возможность обращения к большим массивам информации в виде БД, легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию ИТ; недостатки: ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации, ограниченная ответственность низшего персонала, который неспособствует оперативному получению информации пользователем;
б) централизованная обработка информации связана с появлением в 80-х г. ПК и развитием средств телекоммуникаций. Достоинства: гибкость структуры, усиление ответственности низшего звена сотрудников, уменьшении потребности в использовании центрального компьютера, реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи. Недостатки: сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок, психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов, неравномерность развития уровня ИТ на локальных местах.
в) Описанные достоинства и недостатки привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того и другого подхода – рациональной методологии. Распределение обязанностей: вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования ИТ, устанавливать стандарты, определять политику применения программных и технических средств; персонал, использующий ИТ должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации.
3)
Выбор вариантов внедрения ИТ
в фирме. Существует 2 концепции:
-первая ориентируется на существующую структуру фирмы. ИТ приспосабливается к организационной структуре, происходит лишь модернизация методов работы. Степень риска от внедреня НИТ минимальна, т.к. затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.
- вторая
концепция ориентируется на будущую структуру фирмы.Существующая
структура будет модернизироваться. Данная стратегия предполагает максимальное
развитие коммуникаций, продуктивность организационной
структуры фирмы возрастает, но недостатком является существенные затраты на
первом этапе, связанном с разработкой общей концепции.
Назначение и функциональное наполнение текстового процессора.
Текстовый процессор - прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов. Типовая структура интерфейса включает ряд элементов:
Строка меню содержит
имена групп команд, объединенных по функциональному признаку. Строка меню
находится в верхней части экрана. Выбор режима из строки меню вскрывает
соответствующее подменю, а выбор определенной опции в нем обеспечивает доступ к
меню более низкого уровня. Такая система вложенных (ниспадающих) меню составляет
основу интерфейса текстового процессора. Команды меню выбираются с помощью
мыши, клавиш управления курсором или комбинаций нажатия определенных клавиш.
Строка состояния (статуса) содержит имя редактируемого документа и определяет кущее положение курсора в этом документе. В строке выводится справочная информация.
Строка подсказки содержит информацию о возможных действиях пользователя в текущий момент.
Рабочее поле — это пространство на экране дисплея для создания документа и работы с ним. Максимальный размер рабочего поля определяется стандартными параметрами монитора и составляет 25 строк по 80 знаков каждая.
Координатная линейка определяет
границы документа и позиции табуляции. Различают вертикальную и горизонтальную
линейки.
Линейка прокрутки служит
для перемещения текста документа в рабочем поле окна.
Курсор — короткая, как
правило, мигающая линия, показывает позицию рабочего поля, в которую будет
помещен вводимый символ или элемент текста.
Индикаторы — знаки или символы, отражающие соответствующие режимы работы программы или компьютера. Индикаторы в строке состояния — это символы или служебные (ключевые) слова, отражающие режимы работы программы. Индикаторы на клавиатуре отражают режим работы переключателей клавиатуры, их три: NumLock, CapsLock, ScrollLock.
Переключатель — элемент экранного интерфейса или команда, используемая
для включения или выключения того или иного режима. Индикатор может оказаться и
пере-чателем, если по нему щелкнуть мышью.
Разработчики программ текстовых редакторов стараются предусмотреть в них предоставление пользователю всех необходимых операций и сервисных возможностей для эффективной обработки текстов. Выделим главные из них:
• набор текста в интерактивном режиме;
• редактирование текста;
• работа с фрагментами текста (копирование,
перемещение, удаление и т.п.);
• форматирование текста (установка абзаца, перенос, выравнивание границ строки и т.п);
• работа с несколькими текстами одновременно посредством многооконного принципа;
• файловая организация работы с текстами и взаимодействие с операционной системой;
• импорт/экспорт текстов из одного формата в другой, в другие прикладные системы;
• работа с разными шрифтами;
• работа со спецсимволами (математические знаки, индексы и т.п.);
• работа с иллюстративным материалом (таблицы, схемы, формулы и пр.);
• проверка правописания;
• поиск и замена фрагментов текста.
Вопрос 26. Внедрение объектов в текст из других
приложений.
В некоторых текстовых процессорах, например М. Word, в текст можно внедрять весь файл или его часть, созданный в другой программе. Внедрение – способ вставки данных, созданных в одном приложении, таких как диаграмма или формулы, в другое приложение. При внедрении объекта его данные становятся частью документа. Все изменения, вносимые в объект, отражаются в документе. Файл-источник – файл, содержащий данные, которые были использованы для создания внедренного объекта. При обновлении данных в файле-источнике можно также обновить связанный объект в файле назначения.