Конспект урока (урок №5)

1. общие сведения: 10 класс

Тема урока: «Основные этапы построения моделей»

2.цели: обучающие: научить моделировать объекты, выявлять существенные признаки объекта.

воспитательные: аккуратности при выполнении работы, 

самостоятельности;

развивающие: развитие памяти, внимательности,                               познавательного интереса к предмету.

3. ядро содержания обучения:  моделирование, формализация.

4. предварительная подготовка учащихся: учащиеся должны знать и 

понимать, что такое модель, моделирование, назначение моделей, информационная модель.

5. предварительная подготовка учителя: подбор материала к уроку, подготовка плаката

 6. дидактические основания урока:

тип урока: объяснение нового материала;

методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный;

формы учебной  работы: фронтальная.

7. средства обучения:  информационные: учебник  С. Бешенкова, Е.Ракитиной «Информатика. Систематический курс», плакат.                                      

 

 

План урока

этапы урока

Время (мин.)

организационный момент

1

постановка цели урока

2

объяснение нового материала

25

первичное закрепление материала

8

подведение итогов

4

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Содержательно-деятельностный компонент:

 

деятельность учителя

деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 Постановка цели

- Скажите, пожалуйста, чем мы занимались с вами на прошлых занятиях и что нового вы узнали?

 

- При моделировании мы с вами имеем объект исследования и конкретную цель моделирования. Перед нами стоит вопрос: что же делать дальше? С чего начать моделирование? Решением этого вопроса мы и займемся сегодня, т.е. рассмотрим основные этапы моделирования.

Объяснение нового материала

- Первое, что нужно сделать, это проанализировать объект с точки зрения цели моделирования. На этом этапе выделяются все известные  свойства объекта. Затем, с учетом поставленной цели моделирования  среди многих свойств и признаков объекта выделяются существенные. И после отбора существенных признаков и свойств мы должны отразить их в модели.

   Выбор существенных признаков зависит от поставленной цели моделирования. Например, рассмотрим модель самолета.

·        Для кассира по продажам авиабилетов существенными признаками  будут расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест;

·        для авиадиспетчера существенные признаки – скорость и высота самолета, направление и вид движения, взаиморасположение с другими самолетами, находящимися в контролируемом районе;

·        для технолога цеха, где происходит сборка самолета существенные признаки – наименование и количество деталей, порядок и способ их соединения, необходимое оборудование для обеспечения заданной надежности соединений, и прочее.

Можно и дальше продолжить перечислять примеры, если рассмотреть самолет с разных точек зрения людей разной специальности. Но как видно из данного примера первое, что нужно сделать после определения цели моделирования – выделить существенные с точки зрения цели моделирования признаки моделируемого объекта.

Как уже видно из примера, эти признаки могут относиться:

·        к внешнему виду объекта;

·        к структуре объекта;

·        к поведению объекта.

Нет единого верного способа для всех случаев правила выделения существенных признаков, свойств, отношений. От того, насколько правильно и полно выделены существенные признаки, зависит соответствие построенной модели заданной цели, т.е. ее адекватность цели моделирования. Но адекватность цели моделирования зависит от того, как эти выделенные существенные признаки мы сможем выразить, другими словами, в какой форме мы их отобразим.

Выбор формы представления  признаков – следующий этап процесса моделирования.

Рассмотрите пример указанный на странице 142 и скажите, какие здесь предлагаются формы представления моделей.

 

 

 

- К перечисленным вами формам можно добавить еще некоторые, запишите их: схема, алгоритм, компьютерная программа, схема и прочее.

  

 

 

 

 

 

Как только форма представления признаков и свойств  выбрана, можно приступать  к формализации. Формализация – приведение (представление) информации, связанной с выделенными свойствами, к выбранной форме.

Сам процесс формализации имеет свои правила и этапы. Более детально он будет нами рассмотрен  в следующих параграфах.

Результатом этапа формализации и будет информационная модель.

 

Но на этом процесс моделирования не заканчивается, т.к. построенную модель необходимо проверить на непротиворечивость и проанализировать, насколько она адекватна объекту и цели моделирования.

Примером служат строчки из песни «Подмосковные вечера»:

Речка движется и не движется,

Вся из лунного серебра…

  Хотя на первый взгляд противоречия в этих строках присутствуют, на самом деле здесь никаких противоречий и нет, т.к. слово «движется» используется в двух разных смыслах: физическое перемещение воды и восприятие этой воды определенным субъектом. Поэтому противоречивость этой модели только кажущаяся.

Однако, если в модели выявлены противоречия их необходимо удалить: исправить чертеж, изменить программу, уточнить формулу и т.д., и вновь полученную модель проверить на непротиворечивость.

И последний этап – анализ полученной модели на адекватность отражения моделирования и достижение цели моделирования.

 

Итак, перечислите основные этапы моделирования и запишите их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь всех этапов моделирования можно отразить в виде схемы. (плакат см .Приложение)

 

Первичное закрепление:

Теперь я назову вам объект и цель моделирования, вы постарайтесь назвать его свойства, выберите форму представления  и предложите модель моделирования. Итак, первый пример. Объект моделирования –   земельный участок. Цель моделирования – определить площадь участка.

 

 

Назовите существенные признаки.

 

 

 

Форма представления модели?

И какова же модель?

 

Пример второй. Объект – звездное небо. Цель моделирования – показать взаимное расположение  зодиакальных созвездий.

Какие свойства можно выделить?

 

 

Что может послужить формой представления модели?

 

Как должна выглядеть модель?

 

А теперь послушайте меня внимательно. Практически у каждого объекта много самых разных свойств. Если они известны, то можно оценить существенность-несущественность каждого из них для моделирования в каждом конкретном случае. А если объект только познается, то многие его свойства совсем неизвестны, неизвестно даже сколько их. Как в этом случае выделить существенные свойства? Можно ли вообще моделировать неизученный объект? Как вы думаете?

 

Другими словами можно выдвинуть гипотезу и в процессе исследования объекта либо опровергнуть данную гипотезу, либо подвергнуть критике, либо опровергнуть вообще.

 

Итог урока

 - Сегодня мы разобрали с вами основные этапы построения модели. Познакомились  с основными наиболее распространенными формами представления модели. В заключении ответьте, пожалуйста, прежде чем перейти непосредственно к процессу моделированию, с чем необходимо определиться в первую очередь?

 

Хорошо. Запишите домашнее задание. Страницы 139-148, на стр. 145 задание 1, на стр. 146 задание 3.1 письменно. Есть вопросы по данной теме?  

 

Спасибо за урок, вы можете быть свободны.

 

 

Ученики приветствуют учителя

 

- На прошлых занятиях мы изучили понятие модели и познакомились  с моделированием.

 

 

Ребята внимательно слушают учителя,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята внимательно слушают учителя, и записывают основные этапы моделирования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно изучают предложенный пример.

- В качестве форм предложены: формулы, таблицы, чертежи, словесное описание, типографические карты.

 

 

 

 

Записывают – формулы, таблицы, чертежи, словесное описание, типографические карты,  схема, алгоритм, компьютерная программа, и прочее.

 

 

 Записывают определение нового понятия:  формализация – приведение (представление) информации, связанной с выделенными свойствами, к выбранной форме.

 

 

 

Результат формализации – информационная модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики внимательно слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы моделирования:

1.     постановка цели моделирования;

2.     анализ моделирования объекта и выделение всех его известных свойств;

3.     анализ выделенных свойств с точки зрения цели моделирования и определение существенных;

4.     выбор формы представления модели;

5.     формализация;

6.     анализ полученной модели на непротиворечивость;

7.     анализ адекватности полученной модели объекту и цели моделирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существенные признаки – форма участка. Если это прямоугольник, то размеры длины и ширины.

Формула.

S=a*b

 

 

 

 

Какие созвездия необходимо изобразить.

 

Словесное описание, схематический рисунок.

 

Карта звездного неба.

 

 

 

 

Любой неизученный или малоизученный объект можно смоделировать. Для этого можно предположить о его строении, формах размерах, свойствах и прочих важных признаках моделирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важным в процессе моделирования является цель моделирования. Она во многом определяет свойства и признаки модели, и саму модель.

 

 

 

 

Нет.

 


10. Схема доски:

 

21.09.05

Схема взаимосвязи этапов моделирования

 

    

 

Основные этапы построения модели

Этапы моделирования:

1.         постановка цели моделирования;

2.         анализ моделирования объекта и выделение всех его известных свойств;

3.         анализ выделенных свойств с точки зрения цели моделирования и определение существенных;

4.         выбор формы представления модели;

5.         формализация;

6.         анализ полученной модели на непротиворечивость;

7.         анализ адекватности полученной модели объекту и цели моделирования.

 

 

Д/з

§2.4, Стр.139-148, стр. 145 зад.1(пис.),

стр. 146 зад 3.1(пис.)

 

11.Словарь основных терминов:

Формализация  – приведение (представление) существенных свойств и признаков объекта моделирования к выбранной форме.

Модель (фр. Modele, ит. Modello, лат. Modulus – мера, образец) – это новый объект (реальный, информационный или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.

Информационная модель – это описание моделируемого объекта на одном из языков кодирования информации.

Моделирование –

 

 

 

 

 

Приложение.

Схема взаимосвязи этапов моделирования.

 

 

 

 

Hosted by uCoz