7. Компьютерная грамотность учащихся. Элементы социальной информатики и информационная деятельность человека
в курсе информатики старшей школы.
1. Образование в России имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан. Выделяют три основные группы общих целей школьного образования: образовательные и развивающие цели; практические цели; воспитательные цели.
Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе:
1) дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики;
2) вооружить учащихся базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе;
3) способствовать формированию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации и т.д.);
4) овладение ИКТ как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
Усвоение знаний из области информатики призвано существенно влиять на общее умственное развитие учащихся, развитие их мышления и творческих способностей, настойчивости, целеустремленности, трудолюбия.
Практическая цель школьного курса информатики заключается в том, чтобы вооружить учащихся теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы (обучение работе на компьютере и использованию средств НИТ, знакомство с профессиями, непосредственно связанными с ЭВМ и информатикой). Наряду с производственной стороной дела практические цели обучения информатике предусматривают также «бытовой» аспект – готовить молодых людей к грамотному использованию компьютера и других средств ИКТ в быту, в повседневной жизни.
Воспитательная цель школьного курса информатики заключается в формировании основ научного мировоззрения. Вклад школьного курса информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки, лежащих в основе строения современной научной картины мира: веществе, энергии и информации. Кроме того, при изучении информатики на качественно новом уровне формируется культура умственного труда, а также умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реальным процессом его выполнения.
Общие цели школьного образования в области информатики, при наложении на реальную учебную сферу трансформируются в конкретные цели обучения. Формирование конкретных целей школьного предмета информатики должно основываться на анализе фундаментальных основ науки информатики, ее положения среди других наук и роли, которую она выполняет в обществе на современном этапе его развития. На формирование конкретных целей обучения школьным предметам оказывает влияние также развитие самой парадигмы образования, формирование и стабилизация подходов к стандартам общего среднего образования.
Стратегической целью введения в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники", являлось "...всестороннее и глубокое овладение молодежью вычислительной техникой". В качестве исходной характеристики конкретных целей обучения информатике в средних учебных заведениях уже в первой программе курса ОИВТ (1985г.) была объявлена компьютерная грамотность (КГ) учащихся. Выделялись следующие группы компонентов, составляющих содержание КГ школьников:
1) практические навыки обращения с ЭВМ (умение подготовить компьютер к работе, запускать и останавливать его, овладеть клавиатурой, уметь вводить числа и переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу, навыки работы с текстовым редактором, графическим редактором, электронными таблицами, различными игровыми программами и т.д.);
2) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов; основы программирования на одном из языков программирования;
3) принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов (здесь выделяются две основные составляющие: структура ПК и функции его основных устройств; физические основы и принципы действия основных элементов компьютера);
4) применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека (школьный компьютер может быть использован учащимися для вычислительных работ в курсе математики, физики, химии; анализа данных учебного эксперимента и поиска закономерностей при проведении лабораторных работ; для исследования функций в курсе алгебры; построения и анализа математических моделей, физических, химических, биологических и других явлений и процессов; в курсе географии, истории и ряда других гуманитарных предметов компьютер может использоваться школьниками как информационная система, банк данных, справочник и т.д.).
Анализ перечисленных компонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности явилось результатом расширения понятия алгоритмической культуры учащихся путем добавления таких "машинных" компонентов, как умение обращаться с ЭВМ, знание устройства и принципов действия ЭВМ, а также роли ЭВМ в современном обществе. Наглядно этот эволюционный переход можно обозначить формулой: АК → КГ.
Сокращенно четырехкомпонентная структура компьютерной грамотности может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение. Даже при сохранении всех компонентов компьютерной грамотности усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподавания предмета информатики. Если начнет доминировать компонент общение, то курс становится пользовательским. При доминирующей компоненте программирование цели курса сведутся к подготовке программистов и т.д.
2. Элементы социальной информатики и
информационная деятельность человека в курсе информатики старшей школы.
В курсе информатики старшей школы учащиеся знакомятся с понятием информационного общества, информационной культуры, а также изучают вопросы, связанные с правовой охраной программ и данных, защитой информации. Остановимся кратко на основных положениях (по материалам учебника «Информатика и ИТ 10-11» Н.Угринович).
Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.
В качестве критериев развитости информационного общества выделяют три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего ИКТ в своей повседневной деятельности.
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает. Для того чтобы в ней ориентироваться необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области ИКТ, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
Выделяют следующие основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе:
ü владение офисными ИТ;
ü умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации;
ü первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР);
ü навыки использования электронных таблиц;
ü умение создавать БД, а также вести в них поиск данных;
ü использование средств визуального объектно-ориентированного программирования для создания приложений (например, можно создать приложение, которое автоматизирует процесс заполнения многочисленных квитанций оплаты за квартиру);
ü владение коммуникативной культурой, т.е. умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию в Интернете и т.д.;
ü знание и соблюдение юридических и этических норм и правил.
В рамках изучения темы «Правовая охрана программ и данных» учащиеся знакомятся с классификацией программ по их юридическому статусу: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. При изучении правовой охраны информации учащиеся также знакомятся с: 1) Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и БД», который вступил в силу в 1992 году; 2) вопросом об авторском праве на программный продукт; 3) Законом РФ «Об электронно-цифровой подписи», который был принят в 2002 году.
В рамках изучения темы «Защита информации» рассматривается:
Ø Защита доступа к компьютеру:
¨ использование пароля;
¨ использование биометрических систем авторизации и идентификации пользователей (системы распознавания речи, системы идентификации по отпечаткам пальцев, системы идентификации по радужной оболочке глаза и т.д.).
Ø Защита программ от нелегального копирования и использования:
¨ программное обеспечение распространяется фирмам-производителям в форме дистрибутивов на CD-ROM, каждый из которых имеет свой серийный номер;
¨ на CD-ROM может быть размещен закодированный программный ключ, который теряется при копировании и без которого программа не может быть установлена;
¨ защита от нелегального использования программ может быть реализована с помощью аппаратного ключа, который присоединяется обычно к параллельному порту компьютера. При установке программа обращается к параллельному порту компьютера и запрашивает секретный код; если аппаратный ключ к компьютеру не присоединен, то защищаемая программа прекращает свою установку.
Ø Защита данных на дисках:
¨ Каждый диск, папка и файл компьютера может быть защищен от несанкционированного доступа. С этой целью для них могут быть установлены права доступа (полный, только чтение, по паролю), причем права могут быть различными для различных пользователей.
¨ Использование RAID-массивов («избыточных массивов независимых дисков»). При записи информации она дублируется и сохраняется на нескольких дисках одновременно, поэтому при выходе из строя одного из дисков данные не теряются.
Ø Защита информации в Интернете.