4(ТиМОИ). Введение в школу предмета
«Основы информатики вычислительной техники»
Толчком к проработке конкретных организационно-методических мероприятий в области компьютеризации школы стали «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.). Одним из главных положений школьной реформы того времени стала впервые явно продекларированная задача введения информатики и ВТ в учебно-воспитательный процесс школы и обеспечение всеобщей компьютерной грамотности молодежи. А.П. Ершов сформулировал положение о том, что алгоритмические и программистские навыки являются фундаментальными компонентами человеческой деятельности в современном информационном обществе. В к. 1984 г. развернулась работа по созданию программы нового общеобразовательного предмета для общеобразовательной школы, получившего название ОИВТ. Был обозначен конкретный срок введения нового предмета в среднюю школу – 1 Сентября 1985 г. Вслед за программой были подготовлены пробные учебные пособия для учащихся (ОИВТ под ред. А.П. Ершова Ч.1, Ч.2), книги для учителей (Изучение ОИВТ под ред. А.П. Ершова Ч.1, Ч.2). Свидетельством большого внимания государства к проблеме компьютеризации школы явилось учреждение нового научно-методического журнала «Информатика и образование», первый номер которого вышел к началу 1986/87 учебного года. Для преподавания нового предмета была проведена интенсивная курсовая подготовка учителей, главным образом из числа работающих преподавателей математики и физики. В то же время Министерством просвещения СССР были приняты оперативные организационно-методические меры по организации регулярной подготовки учителей информатики и ВТ на базе физико-математических факультетов пединститутов.
К концу 70-х гг. в педвузах России было открыто только 4 кафедры программирования и ВТ – Москва, Ленинград, Свердловск и Омск, а первые персональные ЭВМ («Искра», «Электроника») стали появляться в очень ограниченном количестве и в очень ограниченном числе педвузов практически лишь к середине 1980-х гг. К моменту введения ОИВТ в школу уровень компьютерной подготовки выпускников физматов не соответствовал требованиям преподаваемого предмета, т.к. педвузовское образование было ориентировано только на ознакомление с курсом информатики, педвузовская подготовка носила исключительно образовательный характер и не была ориентирована на преподавание этого предмета в школе + недостаток материальной базы. В связи с этим перед научно-педагогической общественностью возникла проблема: на основе точного прогноза и анализа целей и перспектив нужно было апробировать и внедрить научно-методическую систему подготовки учителя в педвузе в области информатики и ВТ, ориентированную на те задачи, которые будет решать школа.
Изучение гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации компьютеров в средней школе
Документы
СанПиН:
При
оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение
имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для
предотвращения воздействия на человека
вредных факторов. Именно поэтому требуется
соблюдение всех положений – как в
части обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и соблюдения рекомендаций по организации
учебной деятельности учащихся.
Эргономические требования:
§ к ТСО: удобство и безопасность эксплуатации, минимальное количество операций к подготовке аппарата, уровень шума, удобство осмотра и ремонта.
§ к ВТ: ёмкость и объём памяти, быстродействие, точность вычислений, система команд, надёжность, универсальность, программная совместимость, вес, габариты и энергопотребление.
Размеры, конструкция и расположение ТС и рабочих мест должны обеспечивать:
§ расстояние от глаз учащихся до поверхности экрана в пределах 0,6-0,7 м;
§
наличие на рабочем столе места размером не менее
1200250 мм для записей;
§ конструкция рабочего места должна предусматривать перемещение клавиатуры относительно экрана в пределах 0,5-1 м;
§ поверхность устройств, входящих в состав КУВТ, должна иметь неяркий цвет, матовую фактуру и допускать влажную протирку внешних поверхностей для очистки от загрязнений;
§ все индикаторы, светящиеся в процессе нормальной работы оборудования КУВТ и находящиеся в основном поле зрения пользователя, должны иметь зеленый или желтый цвет свечения.
Технические условия безопасной эксплуатации компьютеров:
§ конструкция всех элементов КУВТ должна исключать возможность прикосновения человека к частям и элементам под напряжением свыше 36 В при любых, в том числе ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпуса;
§ система электропитания КУВТ должна быть оборудована устройством защитного отключения при перегрузках и коротких замыканиях, а также аварийное ручное отключение;
§ конструкция всех элементов КУВТ должна исключать вскрытие корпусов или крышек без использования специального инструмента;
§ в случае возгорания не должны выделяться ядовитые газы и дым;
§ кабели электропитания должны иметь достаточную механическую прочность;
§ на частях устройств, связанных с действиями, представляющими опасность, должны быть нанесены хорошо заметные предупредительные надписи («Под напряжением! Не вскрывать!» и др.);
§ элементы рабочих мест (системный блок, видеомонитор и др.), а также дополнительное учебное оборудование не должны требовать защитного заземления.
Согласно СанПиН для учителей школ длительность работы в кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе. Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать: для учащихся I кл. (6 лет) – 10 мин; для учащихся II–V кл. – 15 мин; для учащихся VI–VII кл. – 20 мин; для учащихся VIII–IX кл. – 25 мин; для учащихся X–XI кл. на первом часе занятий – 30 мин, на втором – 20 мин. Число уроков для учащихся X–XI кл. с использованием ВДТ(видеодисплейный терминал) и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов – не более одного урока. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся II –V кл. (7–10 лет) – не более 60 мин; для учащихся VI кл. и старше – не более 90 мин. Фактор санитарно-гигиенических требований накладывает жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании.