5(ТиМОИ). Информа­тика как учебный предмет средней общеобразовательной школы

Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Цели обучения информатике в общеобразовательной школе:

1. Формирование основ научного мировоззрения (формирование представлений об  информации, единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы).

2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания и др.).

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

На процессе формирования школьного учебного предмета информатики сказывается чрезвычайно малая временная дистанция между возникновением информатики как самостоятельной отрасли науки и включением в практику массовой общеобразовательной школы соответствующего ей нового учебного предмета – около 10–15 лет. По этой причине определение содержания школьного курса информатики является очень непростой задачей, на решении которой продолжает активно сказываться процесс становления самой базовой науки информатики. Весьма примечательно, что курс кибернетики (информатики) – единственный новый общеобразовательный учебный предмет, родившийся в XX веке, все остальные учебные предметы для сферы общего образования – продукт XIX века. Важным в рассматриваемой проблеме является вопрос о том, как изучать информатику в общеобразовательной школе – в отдельном учебном курсе, как дисциплину в составе одного из уже имеющихся курсов или целесообразнее рассредоточить учебный материал по информатике среди ряда учебных дисциплин. Рассматривая этот вопрос применительно к общеобразовательному курсу кибернетики, В.С.Леднев приводит следующие аргументы в пользу отдельного учебного курса. "Если учебный материал по кибернетике распределить между различными учебными курсами, то в этом случае сведения об области действительности, изучаемой кибернетикой и не входящей составной частью в предметы других наук, будут систематизированы не по основным признакам, по которым они систематизируются в науке, а по второстепенным, так как будут излагаться в логике другого учебного курса. Это неизбежно влечет за собой формирование у учащихся неполных и даже искаженных представлений по области действительности, изучаемой кибернетикой. Более того, такой путь исключает возможность формирования основных, фундаментальных понятий кибернетики в рамках и логике понятийного и методического аппарата, выработанного этой наукой, что является эффективным дидактическим средством формирования понятий. Понятия кибернетики, изучаемые в логике других учебных курсов, оказываются инородными в их понятийной системе и будут восприняты учащимися как второстепенные, не имеющие принципиального значения. Поэтому наиболее целесообразным решением вопроса о путях изучения кибернетики в средней школе является выделение для ее изучения отдельного учебного курса...  В разумных пределах сведения из кибернетики должны быть включены в смежные учебные предметы – математику, биологию и др.». Таким образом, «общее кибернетическое образование является базовым компонентом содержания общего образования. Это значит, что на него распространяется следующая дидактическая формула: всякий базовый компонент общего образования включается в содержание образования двояко – в виде особого учебного предмета (сегодня это курс информатики) и в виде «вкраплений» во все другие учебные предметы».

 

Формирование навыков оперирования компьютерными информационными объектами: изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы

В настоящее время все ОС для ПК обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса. Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде ОС (проводить операции с файлами, запускать программы  и т.д.). Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и т.д.). Поскольку в настоящее время в школах используется ОС Windows, то целесообразно познакомить учащихся с графическим интерфейсом этой ОС.

Для работы с графическим интерфейсом используется мышь. При этом пользователь должен уметь производить:

§         левый щелчок – однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;

§         правый щелчок – однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;

§         двойной щелчок – два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;

§         перетаскивание – нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.

Рабочий стол. Основную часть экрана занимает Рабочий стол, на котором располагаются значки и ярлыки (значки с маленькими стрелочками в нижнем левом углу). Значки и ярлыки обеспечивают с помощью двойного щелчка быстрый доступ к дискам, папкам, документам, приложениям и устройствам. Значки появляются на Рабочем столе после установки Windows. В левой части экрана обычно располагаются значки Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина, Мои документы. Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык отличается от значка тем, что обозначает объект, фактически расположенный не на Рабочем столе, а в некоторой другой папке. Стрелочка означает, что мы имеем не сам объект, а ссылку на него. Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол. Внешний вид графического интерфейса можно настраивать. Для этого щелкнуть правой кнопкой мыши на Рабочем столе  и в контекстном меню выбрать пункт Свойства.

Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач, на которой находятся кнопка Пуск, кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикаторы и часы. Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню, которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов и документов, доступа к справочной системе и др.

Windows является многозадачной ОС, т.е. параллельно могут выполняться несколько приложений. Каждое запущенное приложение обозначается кнопкой на панели задач, при этом переход от работы в одном приложении к работе в другом может производиться с помощью щелчка по кнопке. Работающее (активное) приложение изображается на панели задач в виде нажатой кнопки.

В крайней правой части Панели задач находятся Часы. Левее часов располагаются индикаторы состояния системы. Например, индикатор Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры. Левым щелчком мыши можно раскрыть индикатор и переключиться на английскую раскладку, а правым – открыть диалоговую панель Параметры  и выбрать требуемое сочетание нажатия клавиш на клавиатуре для переключения раскладок.

Окна. Важнейшим элементом графического интерфейса Windows являются окна. Существуют два основных типа окон – окна приложений и окна документов.

Окна приложений.  В окне приложения выполняется любое запущенное на выполнение приложение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложения – то же, что и запустить программу на выполнение или завершить ее. Окна приложений можно перемещать на любое место Рабочего стола, разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.

Основными элементами окна приложения являются:

§         рабочая область: внутренняя  часть окна, содержит вложенные папки или окна документов;

§         границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая границу мышью;

§         заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;

§         значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;

§         строка горизонтального меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;

§         панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;

§         кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.

Меню. Меню является одним из основных элементов графического интерфейса и представляет собой перечень команд (как правило, тематически сгруппированных), из которых необходимо сделать выбор. Выбор пункта меню приводит к выполнению определенной команды. Если за командой меню следует многоточие, то ее выбор приведет к появлению диалоговой панели, которая позволяет пользователю получить или ввести дополнительную информацию.

Диалоговые панели. Диалоговые панели могут включать в себя разнообразные элементы:

§         вкладки: диалоговые панели могут включать в себя несколько «страниц», которые называются вкладками;

§         командные кнопки: нажатие на кнопку обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение;

§         текстовые поля: текстовое поле называется иногда полем редактирования и позволяет ввести какую-либо текстовую информацию;

§         списки: список представляет собой набор предлагаемых на выбор значений. Раскрывающийся список выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой. Раскрытие списка осуществляется с помощью левого щелчка по кнопке;

§         переключатели: переключатели служат для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри. Выбор варианта производится с помощью левого щелчка;

§         флажки: флажок обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика; когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка». Установка флажков производится с помощью левого щелчка;

§         счетчики: счетчик представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ним поле;

§         ползунки: ползунок позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра.

Контекстные меню.  Объектно-ориентированный подход, используемый в ОС Windows, позволяет рассматривать диски, папки и файлы как объекты. Все эти объекты имеют определенные свойства, и над ними могут проводиться определенные операции. Например, документы имеют определенный объем и их можно копировать, перемещать и переименовывать; окна имеют размер, который можно изменять и т.д. Хотя каждый из этих объектов имеет свои конкретные свойства  и над ними возможны определенные операции, технология работы с объектами и интерфейс универсальны. Ознакомиться со свойствами объекта, а также выполнить над ним разрешенные операции можно с помощью контекстного меню. Для вызова контекстного меню необходимо осуществить правый щелчок на значке объекта.

Hosted by uCoz