9. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий алгоритмизации.

1. По мнению известного дидакта В.С.Леднева «содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, который характеризуется, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека. При этом ведущим видом деятельности является обучение; воспитание и развитие же осуществляется опосредованно». Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание и развитие, среди которых «обучение» занимает центральное положение.

Применительно к общему среднему образованию Б.Т.Лихачев отмечает следующие основные принципы формирования его содержания:

1)      общеобразовательный характер учебного материала;

2)      основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

3)      развивающий характер учебного материала;

4)      гражданская и гуманистическая направленность содержания образования;

5)      гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

6)      связь учебного материала с практикой;

7)      интегративность изучаемых курсов;

8)      взаимосвязанность и взаимообусловленность учебных предметов;

9)      эстетические аспекты содержания образования.

Важно отметить сформулированный В.С.Ледневым принцип отражения образовательных областей в содержании общего образования, названный им принципом «бинарного вхождения базовых компонентов в структуру образования» и заключающийся в том, что каждая образовательная область включается в содержание образования двояко. Во-первых, как отдельный учебный предмет и, во-вторых, в качестве «сквозных линий» в содержании школьного образования в целом. Для информатики и ИТ этот принцип имеет важное значение т.к. информатика и ИТ реализуются как через отдельный учебный предмет, так и через информатизацию всего школьного образования.

Применяя указанные выше принципы к отбору содержания школьного курса информатики, обратим внимание на две группы основных факторов, традиционно находящихся в диалектическом противоречии.

  1. Научность и практичность. Содержание учебного предмета информатики должно идти от науки информатики, т.е. не противоречить современному состоянию науки и быть методологически цельным - основообразующий и системообразующий характер учебного материала; изучение предмета должно давать такой уровень фундаментальных познаний учащихся, который действительно мог бы обеспечивать подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах - связь учебного материала с практикой.
  2. Доступность и общеобразовательность. Учебный материал должен быть посилен основной массе учащихся, отвечать уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Курс информатики, кроме того, должен содержать все наиболее общезначимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики.

Проще говоря, можно сказать, что школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, отвечать требованиям науки и практики, а с другой – быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух требований является наиболее сложной методической задачей.

 

2. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий алгоритмизации.

Hosted by uCoz