5. Формирование концепции
содержания непрерывного курса информатики для средней школы. Пропедевтика понятий «информация» и
«информационные процессы» в начальной школе.
1. Недостаточность обучения информатике только на старшей ступени школы (как предусматривалось в первых отечественных программах учебного предмета ОИВТ) со временем становилась все более очевидной. К началу 1990-х гг. после пяти лет введения курса ОИВТ в среднюю школу начинает складываться новая структура обучения информатике. Отличительными факторами этой структуры являются, с одной стороны, «омоложение» и «снижение» содержания обучения с ориентацией на начальную школу, а с другой – вычленение базового содержания школьного образования в области информатики, ориентированного на среднее звено школы.
Это нашло отражение в экспериментальных программах, в которых уже просматривались «ростки» концепции непрерывного образования в области информатики. Из программ выделим для рассмотрения две: программу курса информатики для начальной школы, основанную на программно-методической системе Роботландия, и программу курса информатики для базового звена средней школы. Анализ этих программ наглядно показывает уже вполне сложившиеся к тому времени (начало 1990-х) подходы к формированию содержания обучения на разных этапах школьного образования.
Программа курса информатики для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы (составители: А. М. Гольцман и др.).
Цель этого курса – развитие алгоритмического подхода к решению задач, формирование представлений об информационной картине мира, практическое освоение компьютера как инструмента деятельности.
Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений:
1) Мировоззренческое (ключевое слово – информация). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение и передача информации). В результате должно сформироваться умение видеть информационную сущность мира.
2) Практическое (ключевое слово – компьютер). Здесь формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, дети приобретают навыки общения с машиной.
3) Алгоритмическое (ключевые слова – алгоритм, исполнитель, программа). Происходит решение алгоритмических задач, программирование простейших исполнителей. Программистская «вершина Роботландии» - язык управления исполнителями. В результате должно сформироваться представление об алгоритмах, способах их записи и исполнения.
4) Исследовательское (ключевое слово – творчество). Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих качеств.
Курс проектировался как двухгодичный при 2-х часах в неделю. Особенность курса – его прикладная направленность.
Программа курса информатики для 8-9 классов
общеобразовательной школы
(составители: А.Г.Гейн и др.).
Программа рассчитывалась на три полугодия по 2 часа в неделю (всего 102 ч), половину учебного времени учащиеся проводят в компьютерном классе. Курс строился на общеобразовательных началах, предполагал выработку, с одной стороны, некоторых элементов общей культуры, составляющих теоретическую базу, а с другой – определенных практических навыков. Теоретическая база: знание общих принципов решения задач с помощью ЭВМ, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, общее представление об информации и ИС, о принципах строения ЭВМ. Практические навыки формируются в процессе работы на ЭВМ, в том числе с готовыми программными средствами, информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами, другими пакетами прикладных программ.
Основные блоки учебной программы: 1) Знакомство с ЭВМ. 2) Алгоритмы и исполнители. 3) Информация и ЭВМ как средство ее обработки.
Главное достоинство, реализованное в этой программе – вводно-ознакомительный характер содержания.
В первой половине 1990-х гг. появилось несколько концепций и даже учебных программ, развивающих идею непрерывного школьного курса информатики. Однако первая официальная рекомендация к построению непрерывного курса информатики для средней школы была принята решением Коллегии МО РФ в феврале 1995г. Коллегия постановила признать необходимость выделения трех этапов в овладении основами информатики и формировании ИК в процессе обучения в школе:
· первый этап (1-6 кл.) – пропедевтический,
· второй этап (7-9 кл.) – базовый курс,
· третий этап (10-11 кл.) – профильные курсы.
Вместе с тем, Коллегией был принят также и важнейший документ, который определял требования к содержанию информатического образования учащихся – «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике».
Одновременно с «Основными компонентами» Коллегией предлагались уже частично апробированные программные комплексы: базовый курс информатики А.А.Кузнецова, а также два варианта непрерывного курса информатики для средней школы – А.Л.Семенова и Н.Д.Угриновича, Е.Я.Когана и Ю.А.Первина.
В наиболее завершенном и сложившемся к концу 1990-х годов виде концепция содержания непрерывного курса информатики отражена в специальном издании сборника программно-методических материалов «Информатика.1-11кл.», в который вошли:
· две программы пропедевтического курса информатики для 1-6 и 5-7 кл.,
· программа базового курса для 8-9 кл., две программы базового курса для 7-9 кл.,
· программа профильного курса для 8-11 кл.,
· программа экспериментального курса «Информационная культура» для 1-11 кл.
Важной особенностью этих программ является параллельное и концентрическое изучение учебного материала. Это позволяет по мере изучения курса давать все более глубокие знания по всем основным содержательно-методическим линиям курса, не теряя при этом целостности изложения всего материала.
2. Пропедевтика понятий «информация» и
«информационные процессы» в начальной школе.
В соответствии с федеральным компонентом Государственного Образовательного Стандарта информатика и ИТ вводятся с 3-го класса как учебный модуль, а с 8-го как самостоятельный учебный предмет. Целью обучения информатике в начальной школе является формирование начальных представлений о свойствах информации, о способах работы с ней (в частности с использованием компьютера).
В «Методическом письме МО РФ по вопросам обучения информатике в начальной школе» от 2003 года приведен перечень содержания обучения:
1. Основные понятия информатики: информация и ее свойства (смысл, описание, оценка); роль человека в преобразовании информации и создании новой информации; обработка, передача и хранение информации с помощью ТС; виды информации (текст, число, изображение, звук); способы организации информации (схемы, таблицы, каталоги); понятие об алгоритме, его свойства, исполнитель, команды, предписания.
2. Первоначальное представление о компьютере и ИКТ: компьютер как исполнитель алгоритма, основные устройства компьютера, организация информации в компьютере, основные информационные процессы, компьютерные сети.
3. Информация в жизни человека и общества: понятие об информационной деятельности человека, организация общественно-значимой информации, первоначальные сведения о нравственных и эстетических нормах при работе с информацией, информационная безопасность личности и общества.
При разработке методики обучения понятиям «информация» и «информационные процессы» в начальной школе нужно знать основные этапы урока информатики в начальной школе: