15. Обязательный минимум содержания образования в области информатики в средней школе (1998-1999 гг.). Методика привлечения культурно-исторических аналогов в курсе информатики.
1. Министерство образования РФ приказом от 30 июня 1999 года утвердило «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» (два уровня), который определяет объем и содержание учебного материала, предъявляемого учащимся школой. Уровень А обязательного минимума может использоваться в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. Уровень Б предназначается для общеобразовательных учреждений, имеющих компьютеры. Уровень Б является более расширенным по сравнению с уровнем А. Рассмотрим обязательный минимум содержания образования по информатике (уровень Б):
|
Уровень Б |
1. Информация и информационные процессы |
1) Вещество, энергия, информация – основные понятия науки. 2) Информационные процессы в живой природе, обществе и технике. 3) Информационные основы процессов управления. 4) Информационная культура человека. 5) Информационное общество. |
2. Представление информации |
1) Язык как способ представления информации. 2) Кодирование. 3) Двоичная форма представления информации. 4) Вероятностный подход к определению количества информации. 5) Единицы измерения информации. |
3. Системы счисления и основы логики |
1) СС. Двоичная СС. СС, используемые в компьютере. 2) Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразования. Построение таблиц истинности логических выражений. 3) Основные логические элементы компьютера (регистр, сумматор). |
4. Компьютер |
1) Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. 2) ПО компьютера. Системное и прикладное ПО. Операционная система: назначение и основные функции. 3) Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. 4) Ввод и вывод данных. 5) Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. 6) Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. 7) Техника безопасности в компьютерном классе. |
5. Моделирование и формализация |
1) Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. 2) Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). 3) Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей. |
6. Алгоритмы и исполнители |
1) Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы. 2) Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: имя, тип, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации. 3) Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом. 4) Разработка программ методом последовательной детализации (сверху-вниз) и сборочным методом (снизу-вверх). |
7. ИТ |
1) Технология обработки текстовой информации: понятие текста и его обработки; текстовый редактор; редактирование и форматирование текста; работа с таблицами; внедрение объектов из других приложений; гипертекст. 2) Технология обработки графической информации: представление графической информации, пиксель; способы хранения графической информации и форматы графических файлов; графический редактор; графические объекты и операции над ними. 3) Технология обработки числовой информации: электронные таблицы (ЭТ), основные объекты в ЭТ и операции над ними (ячейка, столбец, строка); редактирование структуры таблицы; абсолютная и относительная адресация ячеек; ввод чисел, формул и текста; стандартные функции; построение диаграмм; использование ЭТ для решения задач. 4) Технология хранения, поиска и сортировки информации: БД, типы БД, СУБД; основные объекты в БД и операции над ними (запись, поле); изменение структуры БД; ввод и редактирование записей, сортировка и поиск записей; виды и способы организации запросов. 5) Мультимедийные технологии: способы представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео); интерактивный интерфейс. 6) Компьютерные коммуникации: локальные и глобальные компьютерные информационные сети; основные информационные ресурсы (электронная почта, телеконференции); сеть Интернет; технология WWW (World Wide Web); публикации в WWW; поиск информации. |
В уровне А отсутствует раздел «Системы счисления и основы логики», в содержательной линии «ИТ» не рассматриваются «Технология обработки графической информации» и «Мультимедийные технологии». Если рассматривать остальные содержательные линии, то можно также отметить меньший объем материала в уровне А по сравнению с уровнем Б.
В рассматриваемом документе говорится о том, что каждая школа России может взять за основу один из предлагаемых вариантов содержания образования по курсу информатики в зависимости от ее обеспеченности:
2. Методика привлечения культурно-исторических аналогов в курсе информатики.