Вопрос 18. Элективные курсы по информатике
и ИКТ.
Дифференциация
обучения — важная задача современной школы. Она позволяет реализовать
многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации
обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального
пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.
Выделяют 2 вида дифференциации: 1) профильная – по предмету изучения и 2) уровневая – по глубине изложения.
В нормативном плане возможность реализации дифференциации в
изучении информатики обеспечена рядом документов Министерства образования РФ.
Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. №
4/1 рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной
школе, предусматривающий три этапа: пропедевтический,
базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного
этапа — старшая школа, т.е. X I-XII кл.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные (подробнее см. вопрос 17).
Элективные курсы (профильно-дифференцированные
курсы) - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав
профиля обучения на старшей ступени школы. Как правило
школьник должен выбрать три курса из 5-6 предложенных школой.
Общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов информатики таковы:
• способствовать учету интересов каждого из учащихся;
• учитывать направленность допрофессиональной подготовки;
• формировать основы научного мировоззрения;
• способствовать развитию мышления учащихся;
• готовить учащихся к практическому труду, продолжению образования;
• развивать и профессионализировать навыки работы с компьютером.
При определении содержания профильных курсов выделяются два типа таких курсов — фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных курсов ведущей функцией провозглашается формирование научного мировоззрения, а для прикладных — подготовка к практической деятельности.
Направления дифференциации содержания профильных курсов информатики первого типа определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе.
Если взять основные направления специализации школы по таким образовательным (предметным) областям, как: филология, обществознание, математика, естествознание, технология, то для каждого из них возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом соответствующей науки.
Основная задача курсов подобного типа — развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики — «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.).
Профильные курсы информатики второго типа — прикладные — дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов — формирование (развитие) навыков использования методов и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных областях.
Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информадии) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности.
Все
сказанное отражено в таблице.
Принцип дифференциации |
Комментарий |
А. По ведущей педагогической функции |
Можно выделить: • «Фундаментальные» профильные курсы (назначение — формирование
научного мировоззрения); • «Прикладные» (пользовательские) профильные курсы (назначение — подготовка к практической деятельности, труду) |
Б. По предметным областям: |
Курс может быть увязан с одной из предметных областей: • Филология; • Обществюзнание; • Математика; • Естествознание; • Технология; • Физическая культура |
В. По видам информационной деятельности |
Курс может быть ориентирован на один из видов информационной
деятельности: • Обработка информации; • Получение, хранение, использование информации; • Передача информации |
Что
же касается конкретных курсов, то в принципе их можс быть много. В таблицах
даны типичные названия возможных профильных курсов для каждой из
образовательных областей и видов информационной деятельности.
Профильные курсы информатики, соотнесенные с предметными областями
Предметная (образовательная) область и ее составляющие |
Примеры возможных профильных курсом |
ФИЛОЛОГИЯ (языки, литература) |
Знаковые модели |
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (история, обществознание, география, экономика) |
Компьютерное моделирование общественных процессов |
МАТЕМАТИКА (математика, информатика) |
Вычислительная математика и программирование Математическое моделирование Вычислительная техника Программирование Компьютерные телекоммуникации |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (биология, физика, химия, экология) |
Компьютерное моделирование процессов в природе |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) |
|
Профильные курсы информатики, соотнесенные с видами информационной деятельности
Вид информационной деятельности |
Примеры возможных профильных курсов |
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ |
Обработка текстовой информации Обработка графической информации Обработка числовой информации |
ПОЛУЧЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ |
Использование баз данных |
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ |
Компьютерные телекоммуникации |
Отсутствие в таблице курсов, связанных с образовательной областью «Физическая культура», означает лишь то, что в настоящее время такие курсы не разработаны (по крайней мере, неизвестны ).
Напротив, некоторые курсы, указанные в таблице, существуют во многих существенно различных вариантах. Например, курс «Программирование» реализован в вариантах с условными названиями «Программирование на Паскале» (классическое процедурное программирование), «Объектно-ориентированное программирование», «Логическое программирование» и др.
При проектировании профильных курсов информатики важен вопрос о нормативной трудоемкости курса. Исходя из возможности 2-летней подготовки при 1 часе в неделю, наиболее вероятный объем профильного курса может составить (и часто составляет на практике) 136 ч. В то же время нельзя отбрасывать и возможности проведения профильного курса меньшего объема (например, годичный курс в 68 ч или полугодовой в 34 ч). В некоторых школах с углубленным изучением информатики объем специализированного курса может быть гораздо большим, до 272 ч (т.е. по 2 ч в неделю на протяжении 2 лет).
Отметим и то, что профильная дифференциация часто сочетается с уровневой дифференциацией. Вполне возможной для каждого изотмеченных курсов является двухуровневая дифференциация. При этом уровень профильного курса (по объему изучаемого материала и требованиям к его освоению) определяется по сравнению с тем уровнем, который предписывается государственным образовательным стандартом. Подчеркнем два обстоятельства:
• стандарт определяет минимальный уровень требований, так что профильный курс может выйти за его пределы;
• уровень профильного курса следует тщательно соотносить с уровнем образованности школьников и временем, отпущен на реализацию курса (завышение требований по этим параметрам достаточно распространено).