Вопрос 20. Методическая система обучения информатике  и ИКТ.

Как показывает весь (пока незначительный) опыт, который накопила наша школа после введения курса ОИВТ, преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое богатство отечественной школы — урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т. п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.

Пышкало А.М. в своей докторской диссертации сформулировал структуру понятия МСО:

методы

 

содержание

 

цели

 

средства

 

формы

 
                                                                  Глобальная цель общего образования-                           всестороннее развитие личности.

Составляющие личности:

- функционирующий механизм психики, который обеспечивает управление поведением и психическими процессами;

- опыт личности: ЗУН, привычки, качества;

-обобщенные типологические свойства: характер, темперамент, способности.

Главным компонентом личности, который формируется в процессе обучения, является опыт.

Содержание и структура общего образования определяется 2-мя факторами:

1)      совокупная структура предмета обучения (знания);

2)      структура обобщенной деятельности (деятельность).

Т.е. возникает вопрос чему обучать, знаниям или деятельности? Что приоритетно?

Человек становится личностью в процессе деятельности. Но любая деятельность является учением, т. к. ее результат – новые знания, умения, новые качества прежних знаний, умений. Таким образом, учение выступает ведущим видом деятельности.

Компоненты учения: воспитание, обучение и развитие. Обучение - ведущий компонент.

Обучение – процесс передачи опыта деятельности, т.е. обобщенных видов деятельности. К ним относят:

- познавательная деят-ть;

- коммуникативная;

- художественная;

- физическая;

- преобразовательная.

Любая деятельность проистекает в конкретной среде или области действительности, которая является предметом изучения конкретной науки. Т.е. существует единство между предметом и деятельностью.

  Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются:

• постоянный состав учебных групп учащихся;

• строгое определение содержания обучения в каждом классе:

• определенное расписание учебных занятий;

• сочетание индивидуальной и коллективной форм работы уча­щихся;

• ведущая роль учителя;

• систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Выделяют также различные формы внеклассных занятий по информатике: летние школы юных программистов, олимпиады, компьютерные клубы и т.д.

Важнейшая особенность постановки курса информатики на базе КВТ — это систематическая работа школьников с ЭВМ. Поэтому учебные фрагменты на уроках информатики можно классифици­ровать  по объему и характеру использования ЭВМ. Так, выделяют три основных вида организационного использования кабинета вычислительной техники на уроках — де­монстрация (используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса ), фронтальная лабораторная работа (все учащиеся одновремен­но работают на своих рабочих местах с программными средства­ми, переданными им учителем) и практикум (учащи­еся получают индивидуальные задания учителя для протяжен­ной самостоятельной работы).

Одним из актуальных методов обучения различным предметам  является метод проектов, который применительно к обу­чению информатике может с успехом использоваться как на пропедевти­ческом этапе обучения, так и в старших звеньях средней школы.

Важный обучающий прием, который может быть особенно успешно реализован в преподавании — копирование учащимися действий педагога. Принцип «Делай как я!», известен со времен средневековых ремесленников.

Средства обучения бывают: словесные (живое слово, аудиозапись, печатное слово), образные (иллюстрация, макеты, схемы, натуральные объекты), орудийные(компьютер, аудио-видеотехника, лабороторно-техническое оборудование, материалы, инструменты и т.д.).

 

Вопрос 20. Освоение технологии обработки числовой информации в курсе информатики основной школы.

В настоящее время для относительно несложной обработки числовой информации практически безальтернативно использу­ется класс программ «электронные таблицы» (иное название — «табличные процессоры»). Разумеется, в совершенно элементар­ных случаях, когда требуется лишь совершить несколько ариф­метических действий, достаточно и таких простейших программ, как входящий в состав Windows Калькулятор, но особого изуче­ния они не требуют.

Если еще совсем недавно имело смысл обсуждать, какой из табличных процессоров положить в основу изучения, то в насто­ящее время этот выбор (по крайней мере, для школьного курса), по существу, безальтернативен — программа Excel завоевала ог­ромную популярность и является для владельцев персональных компьютеров общедоступной.

Тематическое планирование курса.

Курс «Обработка числовой информации» (профильный курс, ориентированный на информационные технологии)

(на основе пособий А. В. Горячева и Ю.А.Шафрина)

1. Что такое электронная таблица.

2. Что такое Microsoft Excel 7.0.

3. Запуск и завершение программы MS Excel.

4.Создание, загрузка и сохранение файлов-документов (книг).

5.Окно программы MS Excel.

5.1.Как выглядит окно Excel.

5.2. Обзор функций горизонтального меню.

5.3.Панели инструментов.

5.4. Настройка экрана Excel.

6. Ячейка электронной таблицы.

6.1. Как адресовать ячейки.

6.2.Ввод данных в ячейку таблицы.

6.3.Изменение ширины столбца и высоты строки.

6.4.Что можно записать в ячейку таблицы.

7.Как подготовить простую таблицу.

7.1. Общие правила подготовки таблицы.

7.2.Основные методы оптимизации работы.

7.3. Оформление таблицы.

7.4.Печать таблицы.

8.Основные манипуляции с таблицами.

8.1.Перемещение по таблице.

8.2. Выделение фрагментов электронной таблицы.

8.3. Очистка ячеек.

8.4. Вставка и удаление.

8.5. Перемещение, копирование и вставка фрагмента.

8.6. Поиск и замена.

8.7. Отмена и повторение команд.

9.  Расчетные операции в Excel.

9.1.  Работа с формулами и функциями.

9.2. Основные статистические и математические функции Excel

9.3. Логические операции в Excel.

9.4. Математические модели в Excel.

9.5. Ошибки при обработке электронных таблиц.

10. Операции Excel для самостоятельного освоения.

11. Дополнительные возможности Excel.

Для освоения Excel на уровне, разумном для школьного курса информатики, вполне достаточно 34 часов. Вполне возможно сде­лать это и в более короткие сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz