Вопрос 22. Формы и методы обучения
информатике.
Основной
формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в
средней школе является урок. Школьный
урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками
которой являются:
•
постоянный состав учебных групп учащихся;
•
строгое определение содержания обучения в каждом классе:
• определенное расписание учебных занятий;
• сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
• ведущая роль учителя;
• систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Классно-урочная система организации учебного процесса, восходящая от выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского, является основой структурной организации отечественной школы на протяжении почти всей истории ее существования. Как показывает весь (пока незначительный) опыт, который накопила наша школа после введения курса ОИВТ, преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое богатство отечественной школы — урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т. п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.
Вместе с тем следует заметить, что со времен Я. А. Коменского и до наших дней взгляды на формы организации учебного процесса в мировой практике не оставались неизменными. Зарубежный педагогический опыт от начала XIX в. до современного периода накопил целый ряд подходов, получивших широкую известность. Среди них белль-ланкастерская форма организации занятий, мангеймская система, дальтон-план, план Трампа. В условиях внедрения в учебный процесс школы КВТ и поисков новых эффективных форм организации обучения на основе ИКТ весь известный опыт должен быть подвергнут критическому анализу, с тем чтобы все прогрессивное стало достоянием нашей практики. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока, что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения, которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс.
Классификацию типов уроков (или фрагментов уроков) можно проводить, используя различные критерии. Главный признак урока — это его дидактическая цель, показывающая, к чему должен стремиться учитель. Исходя из этого признака, в дидактике выделяются следующие виды уроков:
1) уроки сообщения новой информации (урок-объяснение);
2) уроки развития и закрепления умений и навыков (тренировочные уроки);
3) уроки проверки знаний умений и навыков.
В большинстве случаев учитель имеет дело не с одной из названных дидактических целей, а с несколькими (и даже со всеми сразу), поэтому на практике широко распространены так называемые комбинированные уроки. Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивая многократную смену видов деятельности, они создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим троцессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.
Важнейшая особенность постановки курса информатики на базе КВТ — это систематическая работа школьников с ЭВМ. Поэтому учебные фрагменты на уроках информатики можно классифицировать также по объему и характеру использования ЭВМ. Так, например, уже самая первая программа машинного варианта курса ОИВТ предусматривала три основных вида организационного использования кабинета вычислительной техники на уроках — демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.
Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (новые объекты языка, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.).
При этом учитель сам работает за пультом ПЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Очевидно, что основная дидактическая функция демонстрации — сообщение школьникам новой учебной информации.
Лабораторная работа (фронтальная). Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им учителем. Дидактическое назначение этих средств может быть различным: либо освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), либо закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера), либо проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы). В одних случаях действия школьников могут быть синхронными (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), но не исключаются и ситуации, когда различные школьники занимаются в различном темпе или даже с различными программными средствами. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы — наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть КВТ), а также оказание им оперативной помощи.
Практикум (или
учебно-исследовательская практика). Учащиеся получают индивидуальные задания
учителя для протяженной самостоятельной работы (в течение одного-двух или
более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома).
Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому
разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться
компьютером (в том числе и для поиска в сети), а когда поработать с книгой или
сделать необходимые записи в тетради. Учитывая гигиенические требования к
организации работы учащихся в КВТ, учитель должен следить за тем, чтобы время
непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм. В
ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь.
При необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая
внимание на характерные ошибки.
Но
урок не является единственно целесообразной формой организации учебной работы
по школьному курсу информатики. Выделяют также различные формы внеклассных
занятий по информатике: летние школы юных программистов, олимпиады,
компьютерные клубы и т.д. По большому счету поиск новых подходов и форм
организации учебной работы с учащимися диктуется стремлением современной школы
к развитию личности и интеллекта икольника в такой степени, чтобы выпускник
школы был способен не только самостоятельно находить и усваивать ранее сгенерированную
и обработанную информацию, но и сам генерировать новые идеи. Одним из
направлений поиска решения этой проблемы является деятельностный подход к
обучению и, в частности, так называемый метод проектов, который
применительно к обучению информатике (говоря точнее — обучению компьютерной пологий)
может с успехом использоваться как на пропедевтическом этапе обучения, так и в
старших звеньях средней школы.
Учебный
проект (УП) как педагогический феномен впервые появился в России в 20-х гг.
прошлого века в сфере учебно-ремесленной подготовки. Основанный на концепции
«учения через деятельность» метод проектов успешно использовался для быстрого
освоения (в основной своей массе неграмотными выходцами из деревень) рабочих
профессий. Позднее метод УП был подвергнут резкой критике за то, что он не
обеспечивал системности образования. В настоящее время интерес к проектному
методу организации учебного процесса вновь проявляется как на Западе, так и в
России.
Проектом
может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и
макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и
тематическое общение по электронной почте и многое другое.
Укажем полученный на основе конкретного опыта ряд условий, которые необходимо учитывать при использовании метода проектов.
1.Учащимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для реализации возможности реального выбора. Следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Последние, помимо прочего, способствуют освоению учеником коллективных способов работы.
2. Поскольку школьник не владеет проектным способом работы, он должен быть снабжен инструкцией по работе над проектом. При этом важно учитывать индивидуальные способности разных школьников (одни лучше усваивают материал, читая текст, другие — слушая объяснения, третьи — непосредственно пробуя, ошибаясь и находя решения в процессе практической работы).
3. Для ребенка важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих. Поэтому УП должен предполагать для исполнителя законченность и целостность проделанной им работы, желательно в игровой или имитационной форме. Очень важно, чтобы завершенный проект был презентован и получил внимание взрослых и сверстников.
4. Как показывает практика, необходимо создать условия, при которых школьники имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом происходит взаимообучение, что полезно как для обучаемого, так и для обучающего.
5.
Метод проектов ориентируется главным образом на освоение приемов работы с
компьютером (ИКТ).
Вопрос 22. Методические особенности изучения
содержательной линии представления информации на базовом уровне в старшей
школе.
Тема представления информации является сквозной в курсе информатики. Ключевым понятием этой темы выступает понятие языка. Здесь, как и в предыдущей теме, разговор о языках можно вести применительно к человеку, а также рассматривать языки представления информации, используемые в компьютерах.
1. Роль и место понятия языка в информатике.
Изучаемые вопросы:
Символьная и образная информация, воспринимаемая человеком.
Язык как способ представления символьной информации.
Естественные и формальные языки,
Формальный язык и предметная область.
Обсуждая проблему восприятия человеком информации из внешнего мира, нужно обратить внимание учеников на то, что человек обладает множеством каналов, по которым в его мозг (память) поступает информация. Эти каналы - наши органы чувств. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Информацию, с которой имеет дело человек можно разделить на два вида: на символьную и образную. К символьной относится информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной (знаковой) форме. Все остальное, не относящееся к этому, будем называть образной информацией. Образная информация — это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником; она воспринимается всеми органами чувств человека.
Язык — это определенная система символьного представления информации. Языки делятся на две группы: естественные и формальные. Естественные языки — это исторически сложившиеся языки национальной речи. Для большинства современных языков характерно наличие устной и письменной речи. Формальные языки — это искусственно созданные языки для профессионального применения. Они, как правило, носят международный характер и имеют письменную форму. Для формальных языков характерна принадлежность к ограниченной предметной области (математика, химия, музыка и пр.). Назначение формального языка — адекватное описание системы понятий и отношений, свойственных для данной предметной области. С любым языком связаны следующие понятия: алфавит — множество используемых символов; синтаксис — правила записи языковых конструкций (текста на языке); семантика — смысловая сторона языковых конструкций; прагматика — практические последствия применения текста на данном языке.
Приведенный выше разговор о языках имеет важное значение для общеобразовательного содержания базового курса информатики. Знакомый ученикам термин «язык» приобретает новый смысл в их сознании. Вокруг этого термина строится целая система научных понятий. Понятие Языка является одним из важнейших системообразующих понятий курса информатики.
2. Формальные языки.
Изучаемые вопросы:
Внутренние
и внешние языки.
Языки представления данных.
Языки представления действий над данными.
Информацию, циркулирующую в компьютере, можно разделить на два вида: обрабатываемая информация (данные) и информация, управляющая работой компьютера (команды, программы, операторы). Информацию, представленную в форме, пригодной для хранении, передачи и обработки компьютером принято называть данными. Способ представления данных в компьютере называется языком представления данных.
Для каждого типа данных различается внешнее и внутреннее представление данных. Внешнее представление ориентировано на человека, определяет вид данных на устройствах вывода: на экране, на распечатке. Внутреннее представление — это представление на носителях информации в компьютере, т.е. в памяти, в линиях передачи информации.
В самом общем смысле
можно сказать, что языком представления данных ЭВМ является язык двоичных
кодов. Однако с точки зрения приведенных выше свойств, которыми должен
обладать всякий язык, нельзя говорить об одном общем языке двоичных кодов.
Общим в нем является лишь двоичный алфавит: 0 и 1. Но для различных типов
данных различаются правила синтаксиса и семантики языка внутреннего
представления. Одна и та же последовательность двоичных цифр для разных типов
данных имеет совсем разный смысл. Например, двоичный код «0100000100101011» на
языке предъявления целых чисел обозначает десятичное число 16683, а на языке
представления символьных данных обозначает два символа «А+». Таким образом, для
разных типов данных используются разные языки внутреннего
представления.
Языки внешнего представления данных обычно приближены к привычной для человека форме: числа представляются в десятичной системе, при записи текстов используются алфавиты естественных языков, традиционная математическая символика.
Внутренним языком представления действий над данными (языком управления работой компьютера) является командный язык процессора ЭВМ. К внешним языкам представления действий над манными относятся языки программирования высокого уровня, входные языки пакетов прикладных программ, командные языки операционных систем, языки манипулирования данными в СУБД и пр.
3. Языки представления чисел: системы
счисления.
Изучаемые вопросы:
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Основные понятия позиционных систем: основание, алфавит.
Развернутая форма представления чисел в позиционных системах.
Перевод чисел из одной системы в другую.
Особенности двоичной арифметики.
Связь между двоичной и шестнадцатеричной системами.
Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Однако в школьном курсе математике, она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Это одна из традиционных тем курса инфсорматики или программирования. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование школьников.
Ученики, безусловно, знакомы с записью чисел как римскими, так и арабскими цифрами. Они привыкли видеть римские цифры в обозначении глав в книге, в указании столетий (XX в.) некоторых других нумерациях. Математические расчеты они производили в арабской системе чисел. В данной теме училю предстоит раскрыть перед учениками эти, казалось бы, знамыe вещи с новой стороны.
В римском способе записи чисел значение, которое несет каждая цифра в числе, не зависит от позиции этой цифры. В арабском же способе значение, которое несет каждая цифра в записи числа, зависит не только от того, какая это цифра, но и от позиции, которую она занимает в числе. Сделав ударение на слове «позиция», учитель сообщает, что римский сп соб записи чисел называется непозиционным, а арабский — поз ционным. После этого можно ввести термин «система счисления
Система счисления — это определенный способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Теперь нужно дать понять ученикам, что позиционных систем счисления существует множество, и отличаются они друг от друга алфавитом — множеством используемых цифр. Размер алфавита (число цифр) называется основанием системы счисления. Задайте вопрос: «Почему арабская система называется десятичной системой счисления!» Наверняка услышите в ответ про десять цифр в алфавите. Делаем вывод: основание арабской системы счисления равно десяти, поэтому она называется десятичной.
Следует показать ученикам алфавиты различных позиционных систем счисления. Далее нужно научить учеников записывать натуральный ряд чисел в различных позиционных системах.
Одно важное замечание: ни в коем случае нельзя называть недесятичные числа так же, как десятичные. Например, нельзя называть восьмеричное число 368 как тридцать шесть! Надо говорить: «Три —шесть».
Сущность позиционного представления чисел отражается в развернутой форме записи чисел. Для объяснения привлекаем десятичную систему. Например:
5319,12 = 5000 + 300 + 10 + 9 + 0,1 + 0,02 = 5*103 + З*102 + 1*101 + 9*100 + 1*10-1 + 2*10-2.
Аналогично можно получить развернутую форму чисел в других системах счисления.
Следующий вопрос, изучаемый в этом разделе, — способы ревода чисел из одной системы в другую. Основная идея заключается в следующем: перевод чисел неизбежно связан с выполнением вычислений. Поскольку нам хорошо знакома лишь десятичная арифметика, то любой перевод следует свести к выполнению вычислений над десятичными числами.
Объяснение
способов перевода следует начать с перевода десятичных чисел в другие системы
счисления. Делается это просто: нужно перейти к записи развернутой формы числа
в десятичной системе. Вот пример такого перехода для восьмеричного числа:
101101,12 = (1×25 + 0×24 + 1×23+ 1×22 + 0×21 + 1 + 1×2-1)10 =32 + 8 + 4+1+0,5 =45,510.
Для вычисления
значения числа по его развернутой форме писи существует удобный прием, который
называется вычиси тельной схемой Горнера. Суть его состоит в том, что развернута
запись числа преобразуется в эквивалентную форму с вложенными скобками. Например:
17538 = (1×83 + 7×82
+ 5×81 + 3)10 =((1×8 + 7) ×8 + 5)
× 8 + 3.
Схема Горнера сводит вычислена таких выражений к минимальному числу операций.
Перевод десятичных чисел в другие системы счисления —
задача более сложная.
Алгоритм: чтобы перевести целую
часть числа из десятичной системы в систему счисления основанием в, нужно разделить ее на в, а
остаток даст младший разряд числа. Полученное частное необходимо разделить на в и т.д. Чтобы перевести дробную часть, ее
необходимо умножить на в. Целая часть
полученного произведения будет первой после запятой, затем полученную дробную
часть необходимо снова умножить на в и
т.д., в зависимости от того, сколько цифр после запятой вам нужно.
Изучаемые вопросы:
Логические величины, операции, выражения.
Математическая логика в базах данных.
Математическая логика в электронных таблицах.
Математическая логика в программировании.
Основными понятиями темы являются: высказывание, логическая величина (константа, переменная), логические операции, логическое выражение и т.д.
Методика обучения логике см. в вопросе
27.
Требования
к знаниям и умениям учащихся
по
линии представления информации
Учащиеся должны знать:
• функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
• что такое «система счисления»;
• в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
• что такое логические операции, как они выполняются;
• правила записи и
вычисления логических выражений.
Учащиеся должны уметь:
•переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
•выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами;
•определять истинность высказываний (логических выражений);
•записывать логические выражения с использованием основных логических операций: И, ИЛИ, НЕ.
• использовать логические выражения при работе с базами дан-кьд. электронными таблицами, языками программирования;
• осуществлять перевод целых и дробных десятичных чисел в ■ругие позиционные системы счисления и обратный перевод;
•
*переходить от записи двоичной информации к восьмеричной и шестнадцатеричной
форме и осуществлять обратный переход.