Школьный кабинет вычислительной техники. Ознакомление учащихся с аппаратными и программными средствами организации компьютерных сетей.

 

 

Рассмотрим функциональное назначение кабинета вычислительной техники (КВТ) в со­ответствии с методическими рекомендациями по оборудованию КВТ всех типов средних учебных заведений. Первые методические рекомендации по перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для КВТ появились практически одновременно с введением предмета информатики в школу. Согласно первому По­ложению о КВТ (1988г.), которое и сегодня в организующей части сохраняет свое значение, КВТ – это учебно-воспитательное подразделение средней школы, оснащен­ное комплексом учебной ВТ, учеб­но-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных заня­тий по курсу информатики. КВТ предназначен также для исполь­зования в преподавании различных учебных предметов, трудово­го обучения, в организации общественно полезного и производи­тельного труда учащихся, для эффективного управления учебно­воспитательным процессом.

КВТ может использоваться также и для организации вне­классной работы в школе. КВТ должен быть выполнен как психо­логически, гигиенически и эргономически комфортная среда и соответствовать требованиям к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

По вопросу об оборудовании школьного КВТ имеются спе­циально разрабатываемые документы и рекомендации. Из-за быстрых темпов совершенствования тех­нических и функциональных характеристик систем ВТ эти реко­мендации имеют короткий жизненный цикл, поэтому необходимо их частое обновление (чаще, чем раз в 5 лет, желательно ежегодно).

   Помимо компьютерного оборудования, кабинет информатики рекомендуется оснащать:

·        набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов;

·        заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;

·        комплектом учебно-методической, научно-популярной, спра­вочной литературы;

·        журналом вводного и периодического инструктажей учащих­ся по технике безопасности;

·        журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте;

·        журналом сведений об отказах ПЭВМ и их ремонте;

·        стендами для размещения демонстрационных таблиц и работ учащихся;

·        аптечкой ПМП;

·        средствами пожаротушения;

·        инвентарной книгой учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы.

Программное обеспечение является неотъемлемой компонен­той системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования КВТ. Согласно педагогико-эргономическим условиям исполь­зуемое в кабинете информатики ПО должно включать:

·        системное ПО (операционная система, операционные обо­лочки, сетевое ПО, антивирусные средства, средства резервного копирования и восстановления информации и т.п.);

·        ПО базовых ИТ (текстовые редак­торы, электронные таблицы, СУБД, системы компьютерной гра­фики и системы подготовки компьютерных презентаций, теле­коммуникационное ПО и др.);

·        инструментальное ПО общего назначения;

·        ПО учебного назначения (рекомендуются к применению при наличии сертификата Министерства образования РФ);

·        ПО поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения.

Для соблюдения безопасности здоровья детей и учителя необходимо, чтобы КВТ удовлетворял ряду требований, предъявляемых СанПиН (санитарные нормы и правила). Согласно СанПиН для учителей длительность работы в КВТ устанавливается не более 4 часов в день, а для ин­женеров и лаборантов, обслуживающих КВТ – не более 6 часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ за­висит от их возраста, но не должно превышать:

·        для учащихся 1 кл. (6 лет) - 10 мин;

·        для учащихся 2-5 кл. - 15 мин;

·        для учащихся 6-7 кл. - 20 мин;

·        для учащихся 8-9 кл. - 25 мин;

·        для учащихся 10-11 кл. на первом часе занятий - 30 мин, на втором - 20 мин.

После работы на ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах – физичес­кие упражнения для профилактики общего утомления. Число уроков для учащихся 10-11 кл. с использованием ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных клас­сов - не более одного урока.

Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2-5 кл. - не более 60 мин; для учащихся 6 кл. и старше - не более 90 мин. Все виды занятий в КВТ прово­дятся при обязательном присутствии преподавателя.

Организация работы в кабинете ВТ.

Для обеспечения организации работы КВТ приказом директора школы назначается заведующий КВТ из чис­ла учителей информатики. Заведующий КВТ обеспечивает использование ка­бинета в соответствии с учебным планом школы, разрабатывает перспективный план оборудования кабинета, принимает меры по его дооборудованию и пополнению учебно-наглядными пособия­ми и ТСО, несет ответственность за сохранность имеющегося в кабинете оборудования и средств ВТ и их готовности к применению, организации ремонта и т.п.

Завкабинетом несет ответственность за проведение инструктажа по технике безопаснос­ти, которые проводятся учителями, ведущими занятия в КВТ.

Помощь в работе заведующему КВТ оказывает лаборант. Лаборант находится в непосредственном подчине­нии завкабинетом и отчитывается перед ним за со­хранность, правильное хранение и использование учебного обо­рудования, помогает заведующему КВТ исполнять его функции. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку. Лаборант обеспечивает соблюдение учащимися правил техни­ки безопасности, постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи, регистрирует отказы техники во время занятий, а также проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования.

Согласно СанПиН при кабинете ВТ должна быть лаборантская комната площадью не менее 18 кв.м. с двумя входами: в учебное помещение и на лест­ничную площадку (или в рекреацию).

 

Ознакомление учащихся с АиПС организации компьютерных сетей

 

Аппаратные и технические средства организации сетей:

·        Сервер (хост-компьютер).

·        Линии и каналы связи.

·        Клиентские компьютеры (абоненты).

·        Сетевой адаптер, модем.

·        Маршрутизатор.

Основное техническое устройство сети – компьютер. Подавляющая часть компьютеров в сети являются абонентскими пунктами, т.е. обслуживают конечных пользователей – потребителей информации.

Сервер – это мощный компьютер, имеющий уникальный адрес в сети и выполняющий роль узловой машины, обслуживающий абонентов. Основные требования к серверу: высокоскоростной процессор и большой объём дисковой памяти (сотни гигабайт).

Транспортной основой сетей выступают коммутируемые и выделенные телефонные линии и каналы (медные, оптоволоконные, спутниковые). Соединения в коммутируемых линиях происходят через стандартное оборудование телефонных станций (коммутаторы) при наборе телефонных номеров. Выделенные каналы (соединены постоянно) используются, например, при организации сетей с оn-linе сервисом. Также используются электрические, оптоволоконные кабели, радиосвязь.

Сетевой адаптер – устройство, преобразующее информацию из той формы, в которой она хранится на компьютере, в форму, пригодную для передачи по соответствующему каналу связи. При использовании телефонных каналов связи в качестве сетевого адаптера используется модем.

Модем – устройство преобразования цифровых сигналов в аналоговые и наоборот (при использовании телефонных линий связи общего назначения, приспособленных к передаче аналоговых сигналов звуковой частоты, т.е. модулированного электрического тока).

Работа модема определяется системой его команд и протоколом, стандартизованным Международным консультативным комитетом по телефонии и телеграфии.

Поскольку сеть объединяет компьютеры различных типов, работающие в разнородных ОС, важнейшим моментом при организации сети является система протоколов. Протокол – совокупность правил, согласно которым компьютеры взаимодействуют между собой. Различные компьютеры сети могут использовать совершенно разные программные средства, лишь бы пересылаемые данные соответствовали правилам протоколов.

Важную роль в глобальных сетях играют также, так называемые, маршрутизаторы – мощные компьютеры или специализированные интеллектуальные устройства, соединяющие между собой различные сети или участки сети.

Программные средства организации сетей:

·        Сетевая операционная система;

·        Веб-браузеры;

·        Почтовые клиенты;

·        и др.

 

Рекомендации по организации практической работы с учащимися по изучению сетевых ИТ. При наличии возможности выхода в Интернет, практическая работа учащихся по изучению компьютерных сетей и сетевых ИТ может быть организована по таким направлениям:

·        подготовка, отправление и прием электронной почты;

·        работа с веб-браузером, просмотр Web-страниц;

·        обращение к FTP-серверам, извлечение файлов;

·        поиск информации в системе WWW с помощью поисковых программ.

Знакомство с каждым новым видом прикладного ПО, обслуживающим соответствующую информационную услугу (почтовая программа, веб-браузер, поисковая программа) следует проводить по стандартной методической схеме: данные, среда, режимы работы, система команд.

 

 

Hosted by uCoz