29. Формы дополнительного
образования учащихся в области информатики и ИТ. Методические
аспекты изучения возможностей математического моделирования в планировании и
управлении.
Методические аспекты изучения возможностей математического моделирования в планировании и управлении
Моделирование занимает важное место среди методов
познания, представляющих научно-технический интерес. В связи с тем, что многие
науки используют различные математические методы, широкое распространение
получило математическое моделирование - метод, зародившийся одновременно с математикой.
Математическая модель
выражает существенные черты объекта исследования языком уравнений и других
математических средств.
Элективный курс
"Моделирование процессов планирования и управления в экономике"
Переход школ на профильное
образование привел к переосмыслению содержания курса информатики и
информационных технологий и внедрению интегрированных элективных курсов в
преподавании предмета ученикам разных профилей.
Предлагаемый спецкурс рассчитан на изучение информатики в классах экономического профиля. Особенность классов экономической ориентации заключается в том, что цели профильного обучения школьников в этой области определяются не только и не столько фактором последующего продолжения образования в ВУЗах или СУЗах по ныне весьма престижным специальностям, но и общественно осознаваемой важностью формирования у молодого поколения повышенного уровня экономической культуры.
При подготовке учащихся
данного направления приобретает актуальность вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса информатики с
экономикой и математикой. В связи с этим предлагается изучать в профильном
спецкурсе данного профиля экономические приложения информатики (ЭПИ). ЭПИ - это
совокупность методов и средств информатики, функционирующих в экономической сфере
деятельности человека, собирающих, хранящих, преобразующих экономическую
информацию.
Спецкурс “Моделирование
процессов планирования и управления в экономике” рассчитан на профориентацию
школьников - профпросвещение и профадаптацию. Первая
- ознакомление с миром профессий типа: человек - знаковая система,
человек-техника, человек-человек, через овладение учащимися некоторыми
доступными элементами применения информационных технологий в профессиональной
деятельности человека. Вторая - формирование устойчивых знаний, умений и
навыков использования информационных технологий в процессе решения задач
экономического содержания сферы профессиональных интересов учащихся (1О-11
классов); их более узкая профориентация, направленная на выбор специальности,
формирование реальной самооценки школьниками своих потенциальных возможностей,
развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения рядом
конкретных профессий (экономист, статист, финансист, банковский работник,
менеджер и т.д.).
Основная цель курса: формирование
у учащихся экономического стиля мышления с использованием в качестве главного
инструмента – персональный компьютер.
Задачи:
дать представление об
оптимальном управлении и планировании на примере экономических задач, изучить
основные теоретические понятия данной области;
научить решать экономические
задачи и обрабатывать статистические данные, используя математический арсенал
MS Excel, делать выводы об эффективности производства
продукции или размещении денежных ресурсов, составлять экономический прогноз;
способствовать развитию
экономического и логического мышления;
продолжить формирование
информационной культуры учащихся;
способствовать
профессиональной ориентации учащихся.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
методы контроля и
самоконтроля.
Формы обучения:
объяснение;
лекции;
деловая игра,
практические,
самостоятельные и контрольные работы.
Содержание программы
спецкурса.
Курсу отводится 1 час в
неделю для изучения в одном из полугодий 11 класса. Программа курса опирается
на базовые понятия информатики, которые ученики получили в курсе средней
основной школы: знание основ теории моделирования, структуры и назначения
электронных таблиц, умение строить модели объектов и процессов, заносить данные
в электронные таблицы, вводить простые формулы, строить диаграммы. Спецкурс
предполагает дальнейшее развитие на уроках экономики, информатики, при
получении специализации в ВУЗе, а также найти свое
применение в жизненных повседневных ситуациях.
В качестве приложения
предлагается набор раздаточного материала к каждому практическому занятию и
варианты контрольных работ.
Обработка статистических
данных в экономике (7 часов)
Введение в оптимальное
управление и планирование. Статистические данные. Построение регрессионных
моделей. Составление прогноза изменения экономической модели. Нахождение связи
между величинами. Коэффициент корреляции.
Учащиеся должны знать:
задачи оптимального управления и планирования, понятие тренда, типы линий
регрессии, понятие корреляции;
Учащиеся должны уметь:
строить по экспериментальным данным тренд, находить наилучшую экономическую
модель изменения системы, делать экономический прогноз, находить корреляционные
зависимости между величинами.
Модели оптимального
планирования в экономике (11 часов)
Модели оптимального
планирования в экономике. Задача о наилучшем распределении ресурсов. Задачи о
смесях и распределении капитала. Задачи о размещении заказа и раскрое
материала. Задача на составление оптимального плана перевозок.
Учащиеся должны знать: типы
экономических задач оптимального планирования, понятие оптимального плана и
целевой функции.
Учащиеся должны уметь:
находить оптимальный план для задач о распределении ресурсов, раскрое
материалов, смесях, размещении заказа, распределении капиталовложений, решать
транспортные задачи, делать выводы об эффективности или не эффективности
производства той или иной продукции, делать прогноз, о прибыли предприятий
исходя из имеющихся денежных, трудовых или материальных ресурсов.