31. Использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения информатике. Воспитание этических и правовых норм при работе с информацией в курсе информатики и ИКТ.

 

Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором получение учащимся ЗУН доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащегося и обеспечивают требуемый уровень мотивации. При такой форме организации учебного процесса преподавателю необходимо грамотно формировать и правильно направлять познавательную деятельность учащегося, сориентировать его в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь. Осуществление активного обучения сложнее для преподавателей и методистов, чем традиционный учебный процесс, т. к. преподаватель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия учащимся так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности.

Активные методы обучения – методы, повышающие мотивацию слушателей и стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Они ориентированы на поощрение инициативы по овладению новыми знаниями слушателей.

Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль. Называние этих методов активными не совсем корректно и весьма условно, поскольку пассивных методов обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, и без нее обучение вообще невозможно. Но степень этой активности действительно неодинакова. Активными методами обучения и воспитания являются те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей»

Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:

·        Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения

·        Сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения).

·        Активное, творческое, инициативное  участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения.

·        Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения

·        Развитие – наряду со специфическими изучаемыми навыками – приемов эффективного обучения

 

Необходимым помощником преподавателей и методистов в реализации активного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Повышение активности и самостоятельности учащегося в процессе обучения является одним из основных принципов активного обучения. Другой принцип заключается в том, что невозможно заставить получать знания, можно только мотивировать на их получение.

Реализация активного обучения наиболее эффективна при использовании исследовательских и проблемных методов изложения материала. Учитель формирует задачу, очерчивает пути ее решения и назначает сроки представления результатов. Учащийся, используя доступные информационные источники и консультации преподавателя, добивается требуемых результатов. Данный подход способствует развитию мышления и позволяет выработать навыки управлять информационными потоками и извлекать необходимую для принятия решений информацию.

Работа учащихся становиться интереснее и эффективнее за счет применения в учебном процессе наряду с традиционными формами и методами обучения разнообразных технических и программных средств (интерактивных досок, специального программного обеспечения, виртуальных лабораторий, информационных сред и др.). Такой подход позволяет учащимся более эффективно получать и обрабатывать информацию, способствует формированию правильного мировоззрения и расширяет возможности восприятия действительной картины мира.

Среди активных  методов выделяются метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры, рейтинговая методика и т.д.

Большая роль в методе проектов отводится применению ИКТ. Внедрение ИКТ в данную сферу расширяет кругозор учащихся, позволяет учителю полнее использовать имеющиеся образовательные ресурсы, существенно повысить уровень преподавания.

ИКТ позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, оживляют учебный процесс, способствуют повышению его динамизма, а в следствии формированию положительного отношения учащихся к учебе.

Нельзя обойтись без ИКТ при выполнении телекоммуникационных проектов, такие проекты школа может проводить совместно с вузом, который корректирует работы школы, помогает убедится ученику, что он действительно хочет работать в этой области, почувствовать себя "студентом". Если учесть на сколько удаленны многие сельские школы от высших учебных заведений, то такие проекты для них просто необходимы.

Именно в объединении с возможностями ИКТ метод проектов позволяет обеспечить учащимся возможность:

-        получить действительно глубокое качественное общее образование в избранных областях;

-        завершить базовое образование по непрофилирующим предметам, обеспечивающее реальную общую грамотность в этих областях, а не примитивное общее представление о науке, обществе или технологии.

-        подготовить на старшей ступени к поступлению (желающих) в тот или иной вуз.

Компьютерное моделирование — метод решения задачи анализа или синтеза сложной системы на основе использования ее компьютерной модели.

Сегодня можно говорить о деловой экономической компьютерной игре, их множество: «Банки в действии», Экономика в предпринимательства: программа КАРЛ, «Никсдорф Дельта» — управление гипотетическим предприятием.

Деловые игры позволяют учащимся на практике, в игровой форме приобретать практические навыки в экономике, бизнесе, предпринимательстве, деловой этике, навыки пользователя, в конечном счете, сделать осознанный выбор профиля.

 

Воспитание этических и правовых норм при работе с информацией в курсе информатики и ИКТ

Hosted by uCoz