Информационно-предметная
Один из возможных способов использования современных информационных технологий и средств связи в организации учебного процесса в высшей школе состоит в создании всех необходимых условий для погружения студентов в активную самостоятельную информационно-поисковую, научную деятельность в определенной предметной области. Под предметной областью мы понимаем область науки и техники, описывающую тот или иной объект, явление. Обычно предметная область в процессе подготовки специалистов определенного направления рассматривается группой смежных дисциплин. В нашем исследовании это область, связанная с изучением языков программирования, разработкой программных приложений, - курсы программирования.
Согласно современной педагогической терминологии
совокупность выделенных индивидом условий принято называть средой
(информационной, образовательной, воспитывающей, обучающей, коммуникативной и
т.д.). Предлагаем рассмотреть следующее понятие.
Под информационно-предметной средой
(ИПС) мы будем понимать совокупность условий, необходимых для организации
самостоятельной, информационно-поисковой, научно-исследовательской работы
студентов по формированию у них определенных знаний и умений в выделенной
предметной области в процессе решения профессионально-ориентированных задач.
По мнению Кругликова В.Н., стрежневой основой
активизации деятельности студентов следует считать профессиональный интерес и
самостоятельной взаимодействие обучающихся с учебной и научной информацией. Эти
принципы мы использовали в качестве основы разработки информационно-предметной
среды, реализовав их в виде профессионально-ориентированной задачи, имеющей
практическое значение и предлагаемой студентам в качестве итоговой работы по
одному из курсов программирования.
Рассматривая среду как окружение, совокупность
условий, в которых протекает процесс подготовки будущих специалистов, мы
выделяем наиболее важные, с нашей точки зрения, условия при формировании
информационно-предметной среды:
-
педагогические (методы, средства обучения, учебно-методические
материалы);
-
информационно-коммуникативные (библиотеки, ресурсы сети Internet, средства массовой информации, непосредственное
общение и т.п.);
-
организационные (формы организации учебной, поисковой,
научно-исследовательской деятельности студента, совместного сотрудничества
преподавателя и студентов);
-
материально-технические (аппаратно-программные средства, необходимые для
функционирования ИПС).
Обязательным элементом ИПС в современных условиях, на наш взгляд, должен быть тематический информационно-обучающий сайт.
Модель информационно-предметной среды