Информационно-предметная

 

Один из возможных способов использования современных информационных технологий и средств связи в организации учебного процесса в высшей школе состоит в создании всех необходимых условий для погружения студентов в активную самостоятельную информационно-поисковую, научную деятельность в определенной предметной области. Под предметной областью мы понимаем область науки и техники, описывающую тот или иной объект, явление. Обычно предметная область в процессе подготовки специалистов определенного направления рассматривается группой смежных дисциплин. В нашем исследовании это область, связанная с изучением языков программирования, разработкой программных приложений, - курсы программирования.

Согласно современной педагогической терминологии совокупность выделенных индивидом условий принято называть средой (информационной, образовательной, воспитывающей, обучающей, коммуникативной и т.д.). Предлагаем рассмотреть следующее понятие.

Под информационно-предметной средой (ИПС) мы будем понимать совокупность условий, необходимых для организации самостоятельной, информационно-поисковой, научно-исследовательской работы студентов по формированию у них определенных знаний и умений в выделенной предметной области в процессе решения профессионально-ориентированных задач.

По мнению Кругликова В.Н., стрежневой основой активизации деятельности студентов следует считать профессиональный интерес и самостоятельной взаимодействие обучающихся с учебной и научной информацией. Эти принципы мы использовали в качестве основы разработки информационно-предметной среды, реализовав их в виде профессионально-ориентированной задачи, имеющей практическое значение и предлагаемой студентам в качестве итоговой работы по одному из курсов программирования.

Рассматривая среду как окружение, совокупность условий, в которых протекает процесс подготовки будущих специалистов, мы выделяем наиболее важные, с нашей точки зрения, условия при формировании информационно-предметной среды:

-                      педагогические (методы, средства обучения, учебно-методические материалы);

-                      информационно-коммуникативные (библиотеки, ресурсы сети Internet, средства массовой информации, непосредственное общение и т.п.);

-                      организационные (формы организации учебной, поисковой, научно-исследовательской деятельности студента, совместного сотрудничества преподавателя и студентов);

-                      материально-технические (аппаратно-программные средства, необходимые для функционирования ИПС).

Обязательным элементом ИПС в современных условиях, на наш взгляд, должен быть тематический информационно-обучающий сайт.

Модель информационно-предметной среды

 

 

Hosted by uCoz